Комплексное занятие по теме: «На страже здоровья». Урок 3: В гостях у Гигиены или Чистота — залог здоровья!

13Янв - Муслима - 9 - категории: Растим мусульманина

Комплексное занятие по теме: «На страже здоровья».
Урок 3: В гостях у Гигиены или Чистота — залог здоровья!

Ас саляму алейкум уа рахматулЛахи уа баракатух!

Мы продолжаем говорить о нашем здоровье
Существуют три составляющие для поддержания здорового тела:
1. Гигиена
2. Режим дня
3. Правильное питание

 

Однако, давайте узнаем о чем конкретно пойдет речь!
Задание: Соберите слово из предложенных букв: ГИГИЕНА!

image

image

 

С раннего детства мы знакомы со сказкой К. Чуковского «Мойдодыр». Но очень часто, случается, что по лени и нерадивости некоторые ребята не дружат с водой, мылом, зубной щеткой. Сегодня я расскажу вам о том, что такое личная гигиена, и обязательно ли ее соблюдение. А каждый для себя решит, надо ли стараться быть чистым и аккуратным или медленно превращаться в неумытого, грязного неряху.

 

(На плакате надпись: Вход неряхам воспрещен!!!)

 

В нашем умме есть закон…
Вход неряхам воспрещен!
Платье, обувь и жилище
Быть должны как можно…
Чище.

Надпись на стене
Надпись на стене

 

А теперь, объясните мне пожалуйста… Что такое «Гигиена»?!

 

Гигиена – от греч. «целебный, приносящий здоровье»

 

Личная гигиена – это те действия, которые выполняет каждый из нас (лично), чтобы поддерживать своё тело в чистоте, быть здоровым.
Другими словами, гигиена — это чистота и чистоплотность!

 

В народе существует огромное количество пословиц и поговорок о чистоте. Вот только некоторые из них. Послушайте и кивайте головой, если вы согласны:
Чистота – лучшая красота.
Чистота – залог здоровья
Где больше грязи, там раздолье заразе
Кто аккуратен, тот людям приятен.
Чистая вода для болезни беда.
Чисто жить – здоровым быть.

 

У мусульманина все должно быть чистым и опрятным: душа, тело, дом и окружение. Все должно быть таким, словно в любой момент может прийти Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям).

 

В Коране говорится: «Аллах любит тех, кто соблюдает чистоту» (2:222)

 

У Всевышнего Аллаха, есть имя Чистый, Пречистый, Чистейший — аль Куддус, т.е. Тот, Кто очищен от всякого зла, недостатка и порока.

 

Давайте откроем тетрадки и приклеем аят из Корана и хадис, подтверждающие это.:

 

Он – Аллах, и нет божества достойного
поклонения, кроме Него, Властелина, Чистого, (Сура аль-Хашр, аят 23)

Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Аллах чист и любит чистоту». (ат-Тирмизи)

 

image

А наш Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Чистота – это половина имана» (Муслим).

 

Большинство болезней люди приобретают из-за несоблюдения гигиены. В этой связи Ислам особенно требует, чтобы мусульмане мыли руки и полоскали рот, как перед едой, так и после употребления пищи.

 

Правила соблюдения гигиены:
Содержать руки в чистоте.
Правильно ухаживать за зубами и чистить их два раза в день: утром и вечером.
Ухаживать за ногтями и волосами.
Мыться горячей водой с мылом и мочалкой, хотя бы раз в энеделю.
Каждый день мыть ноги перед сном.
Содержать в чистоте одежду и обувь.

 

В хадисе, рассказанном имамом аль-Бухари и Муслимом, говорится: «Мыть голову и тело раз в неделю – долг каждого мусульманина перед Аллахом».

 

А вот, что касается нашего внешнего вида:

 

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

«Очищайте свою одежду и обувь и будьте опрятны и аккуратны так, чтобы вас можно было различить среди людей» (имам Абу Давуд).

 

Девочки приклейте этот хадис на платьице, а мальчики на футболку!

image

image

А сейчас отгадайте загадки о тех предметах, которые помогают нам содержать своё тело в чистоте:

 

1. Жесткая щетинка, гладенькая спинка.
Кто со мной не знается, тот от боли мается.

2. Частый, зубастый, вцепился в чуб вихрастый.

3. Ускользает, как живое, но не выпущу его я.
Дело ясное вполне – пусть помоет руки мне.​

4. Вафельное и полосатое, гладкое и лохматое,
Всегда под рукою – что это такое?

5.Я не сахар, не мука,
Но похож на них слегка.
По утрам всегда я,
На зубы попадаю.

6. Вроде нежная на вид,
Но не просит пищи,
По одежде пробежит,
Она станет чище.

 

У каждого человека некоторые вещи должны быть личными, т. е. пользоваться ими должен только он, а другими же предметами могут пользоваться все члены семьи.

 

— Какие предметы должны быть личными, а какие общими?

Личные Общие
зубная щётка мыло
полотенце зубная паста
расчёска щётка для одежды
мочалка шампунь

 

Ответьте на вопрос, а зачем мы вообще умываемся? (Отвечают)

 

Проведем опыт. Возьмем чистое стекло. Проведем пальцем по лбу, а потом этим же пальцем по стеклу. На стекле останется грязь. Это жир и пот. Жир делает кожу более мягкой и упругой. Пот испаряется с поверхности кожи, и тело человека охлаждается.
Так человеку легче переносить жару или тяжелую работу.
С потом выделяются из организма человека некоторые вредные вещества. Плохо когда на коже скапливается много жира и пота. К ним прилипает пыль. Кожа становится грязной. Вот где раздолье бактериям!
А на чистой коже бактерии погибают. Поэтому твоя кожа должна быть всегда чистой.
Если мы постоянно умываемся, то поры, которых очень много в коже, дышат легко и тело наше от этого крепкое и здоровое.

-В каких случаях надо мыть руки?

 

Моем руки:
-перед едой;
-после посещения туалета;
-после игры с животными;
-утром и перед сном;
-другие случаи

 

Произнесём хором:
«От простой воды и мыла
У микробов тают силы».

 

• Превратятся скоро в когти
Не подстриженные… (ногти)

 

• Зачем надо подстригать ногти?
Если мы подстригаем коротко ногти, то под ними не будет грязи и бактерий, которые не попадут нам внутрь. Ногти на руках и ногах следует стричь не реже одного раза в 2 недели. Аккуратно подстриженные ногти делают руки красивыми и опрятными. И уже точно никому не принесет красоты грязь под ногтями.

 

А вот каким образом необходимо стричь ногти в соответствии с Сунной. Желательным является начать стрижку ногтей рук, потом ног. И начать (желательно) с указательного пальца правой руки, потом среднего, потом безымянного пальца, потом мизинец, потом большой палец. После этого переходим на левую руку и начинаем с мизинца, потом безымянный и так до конца до большого пальца правой руки. Потом переходим на ноги. Желательно начать стрижку с мизинца правой ноги и закончить мизинцем левой ноги. Аллах знает лучше!

 

А теперь поговорим о гигиене полости рта, т.е. зубах. Но сначала послушайте сказку:

 

В одном городе жил маленький мальчик. Звали его Саид. Был он непослушный и озорной, а главное, – не любил Ваня чистить зубы. Утром мама ему говорит: «Пойди, сынок, в ванную, почисти зубки». А он схватит со стола конфету или пряник и убежит гулять во двор. И сколько его ни ругали, ни наказывали, ничего не помогало.
И вот как-то раз вечером отправила его мама чистить зубы. Вошел наш Ваня в ванную комнату и видит: сидят на краю раковины два маленьких человечка, ножками болтают. Один такой толстенький, кругленький, в коричневой курточке с сахарным воротничком, а другой – тоненький, хрупкий, в пестром бумажном платьице и с бантиком на голове. Сначала Саид испугался и уже хотел заплакать, но незнакомцы соскочили на пол, поздоровались и заговорили.
– Меня зовут Пряник-румяник, – сказал толстячок в курточке.

– А меня – Карамелька-лакомка, – пропищала незнакомка.
– Мы пришли к тебе из страны Сластёнии, – затараторили наперебой они. – Наш король узнал, что ты самый большой любитель сладостей в этом городе и что не любишь чистить зубы. Это похвально. Поэтому он приглашает тебя к себе в гости.
Саидочень обрадовался. И не успел он даже поблагодарить своих новых друзей за приглашение, как увидел перед собой дворец короля страны Сластёнии. Он был построен из бисквита, башенки украшали фигурки из леденцов, купола покрыты шоколадом. Вокруг росли вафельные деревья с мармеладными листьями, а в больших озерах из варенья плавали лебеди из зефира. «Вот это да!», – подумал Саид. Ему захотелось сорвать сладкий листочек с дерева, но человечки взяли его за руки и побежали во дворец по сахарной дорожке.
Внутри дворца было еще интереснее. На стенах из печенья разного сорта красовались зеркала из фольги. Пол, выложенный лимонными дольками, был гладкий и прозрачный. Мимо Саида важно проходили разноцветные кремовые торты, пробегали торопливые конфеты, вышагивали шоколадки. Все они с почтением здоровались с Саидом.
И вот, наконец, Саид вошел в большой зал, где на ванильном троне сидел старик в черной мантии.
–Салям алейкум, Саид, – сказал он. – Меня зовут Кариес, я – король этой страны. Теперь ты можешь есть, сколько захочешь, конфет и других сладостей. Но при одном условии: никогда не чисти зубы.
– Вот это жизнь! – воскликнул Саид.
Поблагодарив Кариеса за гостеприимство, он побежал дальше по дворцовым комнатам. В каждой их них были накрыты шоколадные столы с разнообразными сладостями. Дойдя до последней двери, Саид вдоволь наелся и конфет, и тортов, и зефира, и мороженого, напился сладких морсов и газированной воды. Все ему очень понравилось в этой стране Сластёнии.
Но через несколько дней не мог уже Саид ничего есть, только стонал от боли. Заболели у него зубы. Стали они такие же черные, как мантия короля Кариеса. Завелись в них настоящие кариозные звери – войско короля, – которые начали выгрызать в зубах дыры. И вспомнил тогда Саид слова мамы. Она говорила, что нельзя есть много сладкого, что для зубов полезны овощи и фрукты. Нужно каждое утро после еды и каждый вечер перед сном чистить зубы зубной щеткой с зубной пастой. Тогда они будут белые и блестящие, и не нашлет на них злой король Кариес свое войско.
Вспомнив это, наш Саид заплакал, потер глаза и… очнулся. Смотрит, стоит он в ванной комнате у себя дома. Взял Саид зубную щетку, выдавил на нее пасту и начал чистить зубы. За этим занятием и застала его мама. Она очень обрадовалась, увидев, что Саид чистит зубы. Он рассказал маме, какая страшная история произошла с ним.
Теперь Саид стал послушным мальчиком. Он не ест конфеты, а грызет яблоки и морковку.

Чистит зубы два раза в день, поэтому они у него всегда чистые и белые. А лучшие его друзья – зубная паста и зубная щетка.

Страна Сластении & неряха и грязнуля Саид
Страна Сластении & неряха и грязнуля Саид
Чистюля Саид
Чистюля Саид

Вам понравилась сказка, ребята? Какой урок вы извлекли из нее?
Чистить зубы 2 раза в день и есть поменьше сладостей!

 

Верно! Давайте мы с вами прочитаем хадис и дополним его в нашу книжечку:

 

Передано от Айши (да будет доволен ею Аллах) что «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) при возвращении домой в первую очередь чистил зубы».

Хадис
Хадис

image

А делал он это при помощи сивака — это корень очень полезного растения.

 

Полезные свойства сивака:

— освежает рот;
— укрепляет зубы;
— удаляет зубной камень;
— способствует процессу пищеварения в желудке;
— профилактика и лечение кариеса;
-отбеливает зубы;
— не дает развиваться бактериям в кромках зубов;
— улучшает зрение, так как нервы, тянущиеся от корней зубов, так или иначе связаны с соседствующими частями лица человека;
— Настраивает человека на чтение Корана, поминание Всевышнего, совершение намаза;
— Увеличивает вознаграждение человека на чаше его благих дел в Судный день.

 

А сейчас возьмите в руки веточки сосны и потрите в ладошках. Чувствуете, что воздух наполняется ароматом хвои. И сейчас вы получаете оздоровительный эффект: сосновый запах убивает болезнетворные микробы, а массаж наших ладошек, активизирует волшебные точки здоровья.

 

Д/З: Соедини предметы гигиены и части тела, для которых они предназначены!

image

 

__________________

Залина Хабибуллина, январь, 2015

9 thoughts on “Комплексное занятие по теме: «На страже здоровья». Урок 3: В гостях у Гигиены или Чистота — залог здоровья!”

  1. АльхамдулилЛях, пользуйтесь на здоровье))))))))))))

  2. Мне, как врачу эта тема нравится больше, т.к. основная и важная часть медицины-это профилактика. А вы молодцы, что рассказали и показали детям, что такое гигиена. Может видели передачу Е Малышевой, где рассказывали о пользе совершения омовения в исламе и это уже доказано учеными.

  3. Нет((( не видели… Что действительно говорили об омовении с научной точки зрения?

  4. Честно говоря мне самой эти уроки про здоровье понравились, да и мамы делились отзывами своих детей, всем было интересно, не смотря на разновозрастной аспект уч. процесса))

  5. В основном-зто профилактика многих заболеваний, в частности-воздушно-капельных. При полоскании рта и носа происходит механическое удаление вирусов и бактерий, и при мытье рук. Сейчас врачи, особенно педиатры рекомендуют промывание носа детям при посещении коллективов для профилактики.

  6. Машаллах, мне тоже очень нравится и организация урока, и как вы планы пишете)) Субханаллах) структурно и содержательно)

  7. Замечательный урок! Я считаю, что нужно проводить параллели о пользе с точки зрения религии и медицины.
    Когда я была подростком и ходила в медресе, нам как-то врач рассказывала о пользе тахарата, намаза с точки зрения медицины, меня это очень впечатлило

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.