Конспект мероприятия «Мир вокруг нас»
Оборудование: Все, что связанно с географией и биологией. Глобус, карты, атласы, энциклопедии, фотографии мечетей, ракушки, камни, шкатулки с бусами, песок на подносе для пустыни, игрушки животных, макет каабы, карточки и пр.
- Вступительная часть
Мероприятие начинается с чтения первых аятов Корана, ниспосланные Всевышним последнему пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует), в которых Господь говорит: «Читай, с Именем Господа Твоего, Создателя всего сущего. Он сотворил человека из сгустка (крови). Читай: ведь Твой Господь – Щедрейший. Он – Тот, который научил человека писать с помощью калама (пера). Научил человека тому, чего тот не знал» (Сура «Сгусток» — 96, аяты 1-5).
Неспроста эти аяты были ниспосланы первыми, ведь в них Господь миров призывает нас учиться, получать знания, изучать мир вокруг—эти смыслы нужно постараться донести до юных слушателей.
II часть. Импровизированное путешествие по миру
После этого дети окунаются в мир знаний об окружающей нас природе. В виде путешествия детишки перемещались с одной точки земли на другую.
- Ознакомление с глобусом, с картами мира и России. Ведущие объясняют мудрость создания окружающего мира и могущество Всевышнего как Создателя.
«Воистину, ваш Господь — Аллах, Который сотворил небеса и землю за шесть дней, а затем вознёсся на Трон. Он покрывает ночью день, который поспешно за ней следует. Солнце, луна и звезды — все они покорны Его воле. Несомненно, Он творит и повелевает. Благословен Аллах, Господь миров!» (Сура «Преграды» — 7, аят 54).
- Погружение в морские глубины с различными сокровищами, жемчугами, ракушками, окаменелыми кораллами.
«Он подчинил море, чтобы вы питались из него свежим мясом и извлекали оттуда украшения, которые надеваете. Ты видишь корабли, рассекающие его, чтобы вы искали Его Милость, — может быть, вы будете благодарны!» (Сура «Пчёлы» — 16, аят 14).
«Разве ты не видел, что судно плывёт по морю по Милости Аллаха, чтобы показать вам Его знамения? Поистине, в этом — знамения для всякого терпеливого, благодарного! » (Сура «Лукман» — 31, аят 31).
Рассказ о море, вода в котором не смешивается.
«Он тот, кто разделил воду на два вида, одна —пресная и пригодная для питья, другая — солёная и
горькая. И установил Он преграду меж ними и границу непреодолимую» (сура «Различение» — 25, аят 53).
- Перемещение в пустыню с песочными барханами и животными.
Рассказать о названии суры «Ахкаф» — «Пески» (Барханы).
Путешествие в атмосферу тёплого Ирана, со всей его прекрасной архитектурой, глиняными посудами ручной работы, искусно выполненной каллиграфией (можно любую другую страну, по которой есть наглядный материал).
- Ознакомление с животным и растительным миром.
«Все живые существа на земле и птицы, летающие на двух крыльях,— являются подобными вам сообществами. Мы ничего не упустили в Писании. А затем они будут собраны к своему Господу» (сура «Скот» — 6, аяты 38-39).
«Он — Тот, Кто взрастил сады, в которых растения с подпорками [для них] и без подпорок [для них], финиковые пальмы, посевы с разнообразными злаками на вид и вкус, оливы, гранатовые деревья, плоды их похожи [на вид] и не похожи [на вкус]» (сура «Скот» — 6, аят 141).
- Презентация различных энциклопедий, книг и атласов. Мотивация к познанию окружающего нас мира.
После импровизированного путешествия детям разрешают всё это подержать в руках и посмотреть. Послушать шум моря в ракушке, примерить украшения из жемчуга, потрогать различные заморские диковинные штуки.
III часть. Мастер-класс по арабской каллиграфии
Предоставляется возможность детям писать и рисовать иранскими чернилами и специальными бамбуковыми палочками для письма. Как показала практика, это не так легко и требует усидчивости и красивого почерка.
IV часть. Игры и конкурсы
Делим на 2 команды. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.
- Придумать название, девиз, выбрать капитана.
- Загадки о растениях и животных.
Маленький росток, длинный хвосток,
Серая шубка, острые зубки. (Мышка)
Шелестя, шурша травой, проползает кнут живой.
Вот он встал и зашипел: подходи, кто очень смел. (Змея)
Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе орешки я грызу. (Белка)
Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)
Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
Кто зимой холодной,
В лесу ходит злой и голодный? (Волк)
Огромная кошка,
Вся шубка — в полосках. (Тигр)
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый — краса,
А зовут её — … (Лиса)
Водяные мастера
Строят дом без топора… (Бобры)
Кто один имеет рог?
Отгадайте! (Носорог)
Зелена, а не луг, бела, а не снег,
Кудрява, а без волос. (Береза)
Посадили зернышко —
Вырастили солнышко. (Подсолнух)
Не огонь, а жжётся. (Крапива)
На зеленой хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки. (Одуванчик)
Стоит в саду кудряшка — белая рубашка.
Сердечко золотое, что это такое? (Ромашка)
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожка,
Шляпка есть — нет головы. (Гриб)
Чёрных ягод пышный куст —
Хороши они на вкус! (Смородина)
Много одёжек, и все без застёжек. (Капуста)
Свежий и солёный
Он всегда зелёный. (Огурец)
Мягок, а не пух,
Зелен, а не трава. (Мох)
- Игра «Городки».
Одна команда называет город, например Ульяновск. 2 команда называет город на последнюю букву предыдущего названия. В данном случае — Киров. Далее первая команда на букву В. и т.д. Пока кто-нибудь не заронится. 4. Перечисление животных, упомянутых в Коране.
Командам даётся лист бумаги и ручка. Они должны перечислить названия всех животных, упомянутых в Коране. Две минуты на размышление. Далее капитаны по очереди по одному названию зачитывают.
- Импровизация
Командам предлагается изобразить предложенное природное явление. Капитану на ушко называется слово. Далее команды репетируют три минуты. Желательно в разных комнатах. Далее вся команда изображает, зрители должны отгадать. Максимальное количество 5 баллов.
Примеры слов: вулкан, цунами, смерч, радуга.
- Художественный конкурс. Нарисовать методы определения на природе киблы.
Командам раздаются листы бумаги и карандаши. Они должны за пять минут нарисовать различные виды определения киблы. Намекнуть, чтобы вспомнили из школьной программы определения юга и севера на местности.
V часть. Подведение итогов
Награждение подарками и добрыми словами. Чаепитие. Возведение многократной хвалы Создателю!
Очень интересное мероприятие! Наверняка, дети были в восторге!