Принципы гуманной педагогики
Приступив к преподавательской деятельности, я, как и все начинающие учителя, задавалась вопросом, как мне найти подход к детям, и будут ли они меня слушать.
Ответы на свои вопросы я начала искать в книгах, авторами которых являются такие великие педагоги, как Ян Амос Коменский, Антон Семенович Макаренко, Василий Александрович Сухомлинский и Шалва Александрович Амонашвили.
Изучив принципы и подходы каждого из педагогов, я выбрала для себя в качестве основной методологической основы принципы и методики Шалвы Амонашвили — разработчика оригинальной концепции гуманной педагогики.
Гуманная педагогика ориентирована на личность ребёнка, её основа -абсолютное отрицание авторитарной, императивной (повелительной, приказной) педагогики.
Рассмотрим основные установки его концепции:
- Законы учителя: любить ребёнка, понимать ребёнка, восполняться оптимизмом к ребёнку.
- Принципы: очеловечивания среды вокруг ребёнка, уважение личности ребёнка, терпение в процессе становления ребёнка.
- Заповеди: верить в безграничность ребёнка, в свои педагогические способности, в собственное, возможно неизвестное родителям и окружающим предназначение ребёнка, в силу гуманного подхода к ребёнку.
- Опоры в ребёнке: стремление к развитию, к взрослению, к свободе.
- Личностные качества учителя: доброта, откровенность и искренность, преданность.
Ш. А. Амонашвили выдвигает следующую установку в воспитании: принятие любого ученика таким, каков он есть: «Мы должны быть людьми доброй души и любить детей такими, какие они есть», «Понимать детей — значит стать на их позиции».
Вся воспитательная система построена не по принципу подготовки ребёнка к жизни, а на основе понимания детства как важнейшего жизненного этапа, со своими сложными проблемами и переживаниями, которые должны пониматься и приниматься педагогом.