Коран детям: Как?
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА «КОРАН» ДЕТЯМ
Хабибулина Лилия Данисовна,
соавтор журнала «Светлячок и его друзья»
преподаватель религиозных дисциплин в медресе,
г.Сергиев Посад.
Основная задача — привить детям интерес к чтению и заучиванию Корана. Важно не вызвать их отторжение и нелюбовь к изучению Корана путём принудительного настаивания на зубрёжке. Для детей-не носителей арабского языка изучение Корана может показаться заучиванием «тарабарских» скороговорок. Поэтом необходимо увлекать детей, используя различные приёмы и способы. Например, они с интересом изучают «сухую» и нудную информацию в игре или имея перед глазами визуальный ряд. О некоторых методиках вам будет рассказано ниже.
Изучение одной суры состоит из нескольких этапов: знакомство, заучивание, опрос.
На стадии знакомства (один урок) слушателям зачитывается сура на арабском языке, делается её перевод, даётся толкование, объясняется значение, сообщаются общие сведения (мекканская/мединская, количество аятов, место в Коране и т.п.).
Стадия заучивания самая объёмная, занимает несколько уроков. Сура заучивается по аятам, путём повторения сначала преподавателем одной части аята, затем следует повторение учениками хором, потом поочерёдно каждого ученика. Домашнее задание: заучивание 2-4 аятов.
Стадия опроса выученной суры проходит в один урок. На каждом уроке проводится повторение пройденного материала. Например, одним из следующих способов.
Игра «Ромашка»
Для игры потребуется: ромашка, цветные магниты для маркерных досок, плакат с названиями изучаемых сур.
Приготовление ромашки: названия всех сур написать на листочках; из картона вырезать несколько лепестков, на оборотной стороне сделать кармашек, куда будет вложено название одной суры; из картона приготовить два круга (середина цветка), поделить карандашом один круг через центр как тортик несколько раз, нанести клей и склеить с другим кругом, таким образом, в круге останутся кармашки, в которые можно будет вставлять лепестки.
Суть игры: дети по очереди тянут по одному лепестку из ромашки и рассказывают попавшуюся им суру; если сура рассказана, то ученик берёт магнитик и прикрепляет его на название суры на плакате.
Игра «По цепочке»
Суть игры: первый ученик рассказывает один аят, следующий — второй, затем — третий и т.д., пока учащиеся не расскажут все изученные суры. Можно встать в круг или двигаться от парты к парте.
Игра «Угадай суру»
Суть игры: ведущий зачитывает один любой аят из изученных сур, ученики стараются вспомнить из какой он суры, назвавший правильно становится ведущим.
Опрос материала по теме «Корановедение» можно проводить в форме блиц-опроса с помощью мяча или мягкой игрушки. Ведущий задаёт вопрос, кидает мяч, ученик ловит, даёт ответ, бросает мяч обратно.
В конце года обычно проводится итоговый экзамен на знание детьми всех сур. Для избегания излишнего волнения-переживания детьми (ведь главное, что отложилось в голове ребёнка, а не какая получена оценка) предлагается провести «Коранические чтения» или выстроить «Домик Корана».
«Коранические чтения». Потребуется несколько больших конфет. Оборачиваем их крепированной бумагой, под которую прячем бумажку с названием суры. Ученики выбирают конфету, рассказывают суру. Волнения меньше — радости больше!
«Домик Корана». Строительный материал — коробки, обёрнутые коричневой крепированной бумагой. На каждом «кирпиче» закрепляем название одной суры. Ученики выбирают по одному кирпичу, рассказывают суру и постепенно выстраивают домик. Отдельно можно подготовить крышу: треугольную призму из картона обклеить такой же бумагой, закрепить табличку «С именем Аллаха Милостивого Милосердного» (или арабский вариант), установить на готовый «Домик Корана». С каждым годом ваше здание будет всё выше, а этажей всё больше.
И напоследок… Дети — особые люди, они чувствительные, ранимые, любопытные,
озорные. Давайте растить их с любовью, сохраняя блеск их горящих глаз,
преумножая их тягу к познанию всего нового, даруя им возможность, сохранив свою
самобытность и детскую непосредственность, расти настоящими Личностями,
достойными членами общества!