Подростковый этап к принятию веры
часть 2
Почему же именно в подростковый период остро встают данные проблемы, и ребенок начинает многие вещи подвергать сомнению, в том числе и религиозные устои?
Для начала родителям стоит выдохнуть и понять, что эти процессы естественны, без них невозможно полноценное формирование личности. Ребенку предстоит выполнить и пережить важные психологические задачи и этапы.
Этап сепарации. Сепарация нужна для того чтобы ребенок смог сформировать свои ценности и ориентиры, а не транслировал привитые нами ранее. И этот этап невозможен без протеста и отстаивания своего мнения иногда отстаивание может переходить в агрессию. И посыл для родителей звучит так: «То, что вы говорите, может быть неправдой, и я не буду делать, так как вы говорите!»
Этап, когда дети задаются вопросом. А кто я в этом мире, где мое место? На этом этапе мнение родителей теряет свой авторитет и значимость, так как подростку важно налаживать коммуникации с социумом и найти свое место среди сверстников. Этот этап помогает ребенку самоопределиться и понять какую общественную нишу он хочет занять.
Этап анализа и осознания, что значит быть взрослым и озабоченность своей внешностью. Подростки в это период кажутся грубыми и холодными, но это далеко не так. Их внутренний мир настолько уязвим, что любое давление и авторитарные методы, воспринимаются очень остро и болезненно, и ребенок как бы защищаясь от нападок и критики, может проявлять негатив и цинизм, тем самым прикрывая свои переживания.
Родителям нужно понимать, что подросток еще только учиться брать на себя ответственность, контролировать свои эмоции, принимать самостоятельные решения, примеряет на себя роль взрослого. Допускать ошибки это нормально, именно на последствиях своих ошибок ребенок делает выводы, проводит сравнительный анализ, ища новые решения и методы.
Каждый из нас с вами прошел свой путь к взрослой жизни и пришел к пониманию и принятию религии Ислам. И этот путь сугубо индивидуальный, кто то с детства старался соблюдать все предписания, а кому Аллах предопределил свой тернистый путь, через раскаяние и содеянные проступки пришел к принятию постулатов Ислама и связи с Всевышним.
Так почему же мы думаем, что наши дети будут мусульманами, только потому, что мы их так воспитали и привили им это. Аллах предопределил им свою дорогу, которая поможет выстроить личный внутренний диалог с Творцом и свяжет их с осознанным выбором быть мусульманами и любить Аллаха.
И если семью постигло такое испытание, что ребенок не проявляет рвения к соблюдению предписаний, его поведение не соответствует образу добронравного мусульманина и не стремиться стать Коран Хафизом, и изучать исламские дисциплины. То родителям в первую очередь нужно стараться не потерять доверия со своим ребенком, а не думать, как они выглядят перед людьми, и что о них подумают.
Не попрекайте ребенка и не пугайте суровым наказанием за совершенные ошибки и недочеты в соблюдении религии. Выстраивайте диалог со своими детьми. Учитесь договариваться и не ждите 100 процентного соблюдения договорённостей, так как ваш подросток только стоит на этапе обучения и имеет право на ошибки.
Критика со стороны родителей в его адрес может привести к потере доверительного контакта и к отчужденности. В разговоре акцентируйте внимание на совершенных проступках и действиях ребенка и если хотите показать свое недовольство, то оно должно быть направлено на совершенные поступки подростком, а не на его личность.
Объясняйте ребенку последствия его неправильных и ошибочных действий и оставляйте право самостоятельного выбора. Пусть даже этот выбор со стороны ребенка будет неверным. Общаясь со своим ребенком, старайтесь не затрагивать тех тем, которые могут быть болезненны в вашей ситуации, даже если это касается невыполнением ребенком предписаний религии, иначе ребенок начнет воспринимать разговоры с вами как нравоучения и будет всячески их избегать или делать вид что слушает вас.
Пообщайтесь лучше на, те темы, которыми интересуется ваш ребенок, интересуйтесь его увлечениями и хобби, и, увидев, что интересы ребенка разняться с исламом не набрасывайтесь на ребенка с волной негодования, критики и угрозами наказания адом. Выслушайте ребенка и постарайтесь понять причину заинтересованности вашего ребенка. Задавайте наводящие вопросы, которые приведут ребенка к размышлениям и к самостоятельным выводам о пользе и вреде данного увлечения.
Если вам нужно донести до ребенка какую то информацию. То преподносите ее ненавязчиво, например: поделившись ссылкой. Или оставив на видном месте книгу, журнал или станицу определенного сайта. Большое влияние оказывает на нас, та среда и те люди, которые нас окружают. И не всегда в подростковом возрасте мы находим друзей из хороших компаний. И если ваш ребенок дружит не с тем, с кем бы вам хотелось, то постарайтесь этих людей исключить из жизни подростка ни методом кардинальных запретов и угроз, а проявляя родительскую заботу и мудрость заинтересовать его другой средой. И понимая, иногда не имея негативного опыта общения, ребенок не научиться коммуницировать и выстраивать свои границы.
Тут родителям в помощь приходят мусульманские лагеря или курсы в мечети для детей, на которых педагоги стараются помимо образовательного блока делать детям культурно развлекательную программу и ребенок находится среди своих сверстников, где может завести новые знакомства и найти друзей. И, конечно же, в дуа просите Аллаха о богобоязненности для своих детей и наставлении их на путь истины.
Трудности подросткового периода временны и ребенок, как цыпленок в скорлупе сам протаптывает свой путь к становлению своей личности и осознанию веры. И главное в этот период не наломать дров, потеряв доверие со своими детьми, которое вернуть бывает очень сложно.
Родители для своих детей являются первыми маячками — проводниками в этот разнообразный и противоречивый мир. Говоря, детям о религии, до них доходят не наши слова, а наши поступки и наш образ жизни. И порою слушая лекции и наставления. Кажется, так легко доносить истину и показывать красоту ислама и делать давват другим. Но прежде чем нести Ислам в массы и гордо называть себя мусульманами, сначала нужно донести до своих детей нрав и красоту ислама, даже когда они оступаются и совершают неблагонравные поступки.
Список используемой литературы.
1.Авдулова, Т. П. Психология подросткового возраста : учебник и практикум для академического бакалавриата / Т. П. Авдулова. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 394 с. — Серия : Бакалавр. Академический курс.
2.Амбалова С. А. Современный подросток: Факторы его психического развития // Электронный научный журнал «Современные проблемы науки и образования».- 2015 № 2-2