Эвристическая беседа как форма обучения

12Сен - Юлия Замалетдинова - 0 - категории: Методист

Эвристическая беседа происходит от латинского слова «эврика», что означает – открытие.

Эвристическая беседа — вопросно-ответная форма обучения, когда учитель вместо сообщения ученикам готовых знаний позволяет им самостоятельно прийти к новым понятиям и выводам.

Осуществляется это путем правильно поставленных вопросов со стороны учителя и задействования учениками своего опыта, имеющихся знаний и наблюдений.

В результате логически взаимосвязанных вопросов, когда беседа принимает постепенно развертывающийся характер, они сопровождаются цепочкой ответов. Соединены вопросы между собой не механически, они расположены таким образом, что каждый последующий вытекает из ответа на предыдущий вопрос. А ответ выступает как отдельная мыслительная ступенька, которая является частью решения задачи.

Типы вопросов

1. Выяснение целевой установки темы, как проблемы, требующей решения.

Например: Кто, где, когда, что? В чём суть? Какова главная идея?

2. Вопросы, направленные на решение поставленной проблемы.

Например: Почему? Отчего? Зачем? Что я об этом знаю?

3. Третья серия вопросов ставится в связи с выполнением намеченного плана.

Например: Что лучше? Что правильнее? Перескажите. Сформулируйте. Объясните.

4. Четвёртая серия вопросов приводит к формулировке выводов самими детьми.

Например: Согласны ли вы с этим? Найдите ошибки? Что правильнее?

5. Пятая серия вопросов выясняет применение этих знаний.

Например: Как и где использовать? Что ещё может интересовать?

ПРИМЕР эвристической беседы :

Тема: «Мы все похожи и все разные»

Цель: формировать у детей элементарные знания о том, что все люди разные, не похожи друг на друга.

  • Мы заинтересовываем детей к собственному внешнему виду и внешности окружающих.
  • Учим видеть признаки сходства, различия и выражать их в речи.
  • Знакомим ребят с отражением, рассматривая себя в зеркале, предлагая запомнить цвет глаз, волос.
  • Рассмотреть лицо своего друга, сравнить со своим лицом.
  • Измерить рост при помощи ростомера, сравнить свой рост с ростом других детей или с нашим ростом.
  • После чего предложить детям порассуждать о нашей схожести и разности.

От этой темы легко перейти к множеству иных тем:

  • Аллах — Великий Творец, с невероятной фантазией
  • Мы — разные, но мы вместе
  • Нациии и культуры
  • Религии и места проживания
  • и т.п. темы

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.