Мавлид
Решила поместить на наш сайт ответ Лейсан Ахметшиной (руковдитель «Учительской» Юлия Замалетдинова)
По поводу мавлида. Прошу дочитать до конца.
Известно, что наш любимый пророк, посланник Аллаха, Мухаммад саллиАллаһу алейхи ва саллям, не оставил нам указаний по поводу празднования своего дня рождения. На это нет как указаний к действию, так и нет прямых запретов. Если обратиться к примеру сподвижников, то они не делали из этого дня праздник.Достоверно известно лишь то, что посланник Аллаха постился по понедельникам, в том числе и потому, что он родился в понедельник. Также нет подлинно известной даты рождения Пророка саллиАллаһу алейхи ва саллям.
Слава Аллаху, у нас, в Татарстане понятие «Мавлид» постепенно переходит от «празднования рождества Мухаммада» к «познавательным мероприятиям о жизни и качествах посланника Аллаха».
Чем же мавлид — «рождество» и мавлид – «познавательное мероприятие» отличаются друг от друга?
Мавлид — «рождество» таит в себе много опасностей. Самая большая – нововведение в религию Аллаха Всевышнего. Это когда люди начинают поздравлять друг-друга с праздником, дарить особенные подарки, готовить особенные блюда и совершать особенные поклонения. Все это , как мы знаем, имеет место только в два великих исламских праздника- Курбан байрам и Ураза байрам. Выделять особенный день рождения пророка, и делать из него «ид» или «гает» (ежегодно повторяемый праздник) означает также уподобление христианским обычаям рождества Христова. Что абсолютно недопустимо!
Мавлид- как познавательное мероприятие, на котором раскрывается личность пророка Мухаммада, его нравственные качества, жизненный путь, важность соблюдения сунны, прививается любовь к посланнику Аллаха и гордость по поводу принадлежности к умме(общине) пророка саллиАллаху алейхи ва саллям , способно принести огромную пользу, как участникам , так и организаторам.
Давайте вспомним, как проводили мавлид наши бабушки и дедушки? Мавлид для них не был праздником какого-то одного, особенного дня.
Весь месяц Рабиуль-авваль наши бабушки и дедушки собирались в домах и читали особенные стихотворные, мелодичные тексты, которые так и называются «мавлид». В этих текстах было жизнеописание пророка Мухаммада, саллиАллаһу алейхи ва саллям, а также примеры его прекрасного нрава. Посетить такой мавлид или провести его у себя дома, считалось честью для каждой семьи. Было ли запретное в этом? Абсолютно нет! Напротив, мы должны благодарить и вспоминать в молитвах наших бабушек и прабабушек, наших дедушек и прадедушек, за то, что они сохранили в народе любовь и почтение к нашему пророку через эти тексты. Их мавлиды не были «рождеством», а были познавательными и воспитательными мероприятиями. В стихотворных , мелодичных текстах легче всего было донести до детей и подростков жизнеописание пророка, в отсутствии книг и других ресурсов просвещения. Сейчас эти тексты замечательное фольклорное наследие татарского народа, которым поистине, надо гордиться, и которое надо изучать.
Мне посчастливилось побывать на таких мавлидах, послушать эти тексты, и я целовала руки этим бабушкам, за то, что они пронесли в этих текстах и передали следующему поколению почтение и любовь к посланнику Аллаху сквозь эпоху безбожия.
«Мы уже старые. Теперь передаем эстафету тебе»- сказала мне одна из бабушек. И я приняла эстафету. Я поняла, что теперь и на мне лежит обязанность рассказывать о наилучшем из людей детям и подросткам. Рассказывать так, как сумею. Так, как позволит мне Всевышний. Вложив знания, любовь и почтение к посланнику Аллаха.
В нашем клубе каждый месяц рабиуль авваль , проходит серия мероприятий и конкурсов посвященных пророку Мухаммаду саллиАллаху алейхи ва саллям, его жизненному пути, сунне, высочайшим нравственным качествам. Мы не называем эти мероприятия мавлидами. Не произносим это слово перед детьми. Я считаю, что наша нация в понимании «мавлида» находится на тонком, переходном этапе от «рождества» к циклу познавательных мероприятий о пророке в месяц рабиуль аваль (это месяц, в котором родился и умер пророк Мухаммад саллиАллаһу алейхи ва саллям) .
Нужны ли подобные мероприятия? Должны ли они проходить именно в месяц рабиуль аваль? Мое мнение- да! Да! И еще раз да!
Когда мы более всего говорим о хадже? – в месяц зуль-хиджа.
Когда мы более всего говорим о посте? – в месяц рамадан.
Это кого-нибудь удивляет? Нет! Ведь это абсолютно естественно.
Когда нам более всего говорить о пророке Мухаммаде саллиАллаһу алейхи ва саллям? – конечно в месяц рабиуль аваль!
Именно в месяц рабиуль аваль!
Почему именно в рабиуль авваль?
Потому, что исторические, календарные даты имеют огромное значение в современном обществе. Если мы хотим вынести знания о пророке ислама за пределы мечетей, если мы хотим чтобы светское общество знало и ценило нашего пророка, то мы просто обязаны сказать всему миру, сказать каждому, кто рядом : «наступил месяц рабиуль авваль!
В этом месяце родился мой пророк, и сейчас я тебе (вам) расскажу о Мухаммаде, о наилучшем из людей, да благославит его Аллах и приветсвует! ….
Календарная дата –отличная возможность, шанс, билет, если хотите – в школы и ВУЗы, профсоюзы и комитеты, чтобы обратиться за разрешением провести познавательное мероприятие о пророке Мухаммаде, донести до людей образец высочайшего нрава. И чем больше будет таких мероприятий, тем правильнее у людей будет формироваться понимание «мавлид», и правильное будет к нему отношение.
Что сказать сестрам и братьям, которые болезненно, негативно, агрессивно реагируют на слово «мавлид»? Им я хочу сказать – нет пользы в агрессии и негативе. И нет смысла бороться с национальным, историческим наследием. Слово «мавлид» всегда был и будет в обиходе татарского народа. Я призываю вместо агрессии по этому поводу бросить все силы на распространение правильного понимания мавлида. Чтобы дети и взрослые привыкли, что «мавлид» –это не праздник, а целый месяц увлекательных конкурсов, мероприятий, познавательных встреч и лекций с намерением лучше узнать нашего любимого пророка, Мухаммада саллиАллаһу алейхи ва саллям.
Представьте, что вы провели мероприятие или утренник о пророке, а СМИ в эфире называет это «празднованием дня рождения пророка Мухаммада». Для них это всего лишь «кнопка внимания» для привлечения общественности, а для нас важнее наполнение и намерение. Не следует спешить обвинять сестер и братьев по услышанному и подслушанному. Не надо искать поводы для разногласий.
Слава Аллаху познавательные мероприятия мавлид у нас организовываются и проходят на городском уровне. Пусть редко, пусть мало, пусть они далеки от идеала. Их организовывают профессионалы из числа светских людей. Потому что профессионалов-организаторов из числа знающих мусульман нет. Вместо того, чтобы осуждать, обсуждать, критиковать это мероприятие, давайте направим силы на созидание и участие .Давайте становиться профессионалами. Чем активнее мы будем, тем больше пользы принесем нашей умме.
Например, такой момент, как музыка. Самое легкое – раскритиковать организаторов городского мавлида за ее присутствие. Самое сложное и честное – провести огромную работу, чтобы предложить готовый эффектный номер или выступление, на сцене (это могут быть дети, подростки, мужчины) концертного зала мэрии, без музыки. Какое действие выберите вы?
С любовью и уважением ко всем сестрам. Это лишь мое мнение, а Аллаху ведомо лучше.
Л. Ахметшина , руководитель клуба «ХӘЗИНӘ»