Занятие «Малышка» — № 1
Мы все знаем, как много хлопот доставляют дети малышкового возраста в общественных местах. Их обычно не приводят в мечеть, и даже если они там оказываются, то остаются за бортом нашего внимания. Осознание этой проблемы и породило цикл занятий «Малышка». Я представляю вам первое занятие цикла. Подобные занятия могут помочь организовать деток, когда взрослые посещают урок, лекцию, др. мероприятия мечети.
Встреча 1
В: Ас-саляму алейкум, ребята, Вы сегодня утром делали зарядку? А знаете, что есть зарядка не только для рук, ног, Нои для пальчиков. Они за день столько работы выполняют!. Поэтому их обязательно надо размять. Зарядку сидя не делают –вставайте.
Мы сегодня собрались в каком месте? Верно, в мечети. Сюда приходят мусульмане, чтобы поклоняться Аллаху, восхвалять нашего Создателя… А мусульмане –это большая семья, которые друг другу должны быть очень близки: если требуется помощь- помочь, если у кого-то радость –порадоваться вместе. Поэтому сейчас поиграем в игру, которая так и называется «Могучая семья»:
В одном лесу дремучем
(кисти рук с разведенными пальцами перед собой)
Живет семья могучая
( руки сцепили в замок)
У них есть дом огромный
(Обе руки ставим одна к другой в виде крыши)
И крыша с трубой черной
Из трубы в колечко дым
(большим и указательным пальцами обеих рук делаем колечки)
Плим –плим -плим
Ребята, а мусульмане ведь еще и очень гостеприимные люди. Давайте и мы пригласим гостей. Кто из вас больше всего любит, когда в доме собираются гости? (имя откликнувшегося ребенка берется в игре за основу)
К (Ахмаду) гости прибежали
(ладонь левой руки перед собой, указательный и средний пальцы правой руки «бегут» по ладони)
Все друг другу руки жали
(рукопожатие)
Здравствуй, Юсуф и Сафия
Рад Мухаммад, Рад Мария.
(пальчики попарно соединяются друг с другом)
Не хотите ль пирожок? Или коржик? Иль рожок?
(ладони сводятся вместе внутренней стороной друг к другу, затем раскрываются, затем сжимаются в кулачки)
Вот драже вам на дорожку,
(движение «крошим хлеб для птичек»)
Все берите понемножку
(пощипывание левой ладони пальцами правой руки)
А теперь стряхнули крошки и погладили ладошки.
(по тексту)
Пальчики размяли, а сейчас я научу вас делать зарядку для язычка
Игра «Жил-был язычок» (артикуляционная гимнастика)
Игра «карусели» (звукоподражание)
Карусели, карусели!
Мы с тобою в лодку сели
И по-е-ха-ли!
А когда поехали, показывайте, как это было, — работайте веслами.
А дальше вот так:
Карусели, карусели!
Мы с тобой на лошадь сели
И по-е-ха-ли!
Теперь скачите верхом. Гоп! Гоп! Подстегивайте лошадку, только не сильно, не больно.
Если не устали — поехали дальше:
Карусели, карусели!
Мы с тобой в машину сели
И по-е-ха-ли!
Крутите баранку. Здорово несется наша машина. Можно даже, пожалуй, бибикнуть:
Би-би-и-и-и!
Би-и-и-и!
Карусели,
Карусели!
В самолет
С тобой мы сели
И по-е-ха-ли!
Руки в стороны! Самолет готов. Полетели!.. Самолет хорошо, а ракета лучше.
А ну:
Карусели, карусели!
Мы с тобой в ракету сели
И по-е-ха-ли!!!
Теперь садитесь.
А что это за гул я слышу? (влетает самолетик, к которому прикреплены 4 буквы
ث ب ن ت
Кто это?
Буквы: Ас-саляму алейкум, ребята! Мы прилетели к вам издалека, с востока. Мы узнали, что здесь собираются хорошие ребята и поспешили к вам, чтобы познакомиться и стать вам друзьями. Мы -4 сестры, и, хотя, мы очень похожи, но зовут нас по-разному, да и отличия у нас есть. И когда нас путают, -мы обижаемся. Имена у нас такие(называют звуки, которые образуют эти буквы). А чем мы отличаемся? (ответы детей) А на что мы похожи? Верно. Иначе говоря, у каждого из вас есть родинки на коже –это такие маленькие пятнышки. И у нас тоже родинки-точки. Только у каждой из нас они разные.
А теперь нарисуйте нас в воздухе. Сначала меня. А теперь меня. (так дети прорисовывают все буквы по порядку). Ой, ребята, мы забыли, у нас ведь еще подружка в самолете осталась. Ее зовут фатха. Мы вместе очень любим играть в превращения. Если она встает над кем-то из нас, то мы уже и звучать начинаем по-другому –к нам добавляется звук «а». (тренинг )
Ну а теперь нам пора. Нас дома ждут. Мы еще прилетим, ладно? Ас-саляму алейкум!
В: Улетели буквы. На чем они прилетали?
А сейчас к нам приедут пароходы –не простые –грузовые. Каждый пароход везет груз: молоток –(дети топают одной ногой по полу), велосипеды— (другая нога совершает движение прокручивание педали), ножницы ( стригущее движение одной рукой) и салфетки для пыли – имитация вытирания пыли другой рукой) Все движения выполняются одновременно ногами и руками.
В гости к нам на пароходе приплыла сказка. Садитесь поудобнее и слушайте:
ТЕРПЕНИЕ
Спектакль:
Жила-была маленькая девочка. И была у нее бабушка. Старенькая бабушка с добрыми и ласковыми руками. Девочка часто ходила к бабушке в гости. Бабушка всегда к приходу внучки пекла вкусное сдобное печенье или пирожки с повидлом, и поила девочку ароматным чаем с клубникой.
И вот однажды, когда девочка возвращалась домой, навстречу ей выбежал маленький котенок. Девочка спросила:
-Ты чей, такой хорошенький и пушистый?
-Я ничей- ответил ей котенок.
— Тогда пойдем со мной, ты будешь жить у меня дома.
Котенок с радостью бросился бежать за своей новой хозяйкой.
Они все время проводили вместе: вместе играли, вместе гуляли, вместе ходили к бабушке в гости. В гостях девочка пила чай с вареньем, а котенок лакал молоко.
Как –то раз, когда бабушка, девочка и котенок собрались пообедать, к бабушке пришла соседка и попросила ее помочь. Бабушка ушла и долго не возвращалась.
-Возьму и отопью немножко молока из кастрюли, которая стоит на плите,- решил котенок.
-Нельзя,- сказала девочка. –Бабушка может рассердиться. Потерпи еще немного.
Но маленький котенок не хотел больше ждать. Он прыгнул на плиту. Кастрюля была такая высокая, что котенок едва достал до ее края.
-Опущу лапу в кастрюлю, а потом ее оближу,- решил он. Котенок сунул лапу в молоко и заверещал так, будто ему наступили на хвост. А все потому, что молоко в кастрюле было горячее…
Узнав о случившемся, бабушка пожурила девочку и котенка. Но они уже и сами поняли. Что надо учиться терпению.
_____
Далее можно задать несколько вопросов по сказке: Кто вам понравился? Почему? и пр. В беседе обратить внимание на то, какую пользу верующему приносит терпение. Прзнакомит с именем Аллаха «Ас-Собур»
Засиделись, хочется немножко взбодриться.
Игра «Полоса препятствий» (подползание под натянутым шнуром, перешагивание веревки, перепрыгивание из фигуры в фигуру, выложенную из веревки на полу, хождение по прямой, зигзаком и пр.)
Игра «Чего не стало?»
Выкладывается ряд предметов. Дети смотрят, запоминают. Взрослый просит их отвернуться и в это время убирает одну из игрушек (или добавляет, или меняет местами) и просит детей сказать-что изменилось.
«Чудесный мешочек»
(дети на ощупь определяют, что лежит в мешочке. Предметы, прежде чем положить в мешочек, должны быть показаны детям)
На этом наша встреча подошла к концу. Ас-саляму алейкум
________________
Амина Файзуллина
Февраль, 2015 г
Отличные идеи!!! Если есть продолжение будем рады!
Да, я тоже поражена, прямо неудобно стало как-то)) от такого подробного отчета, стыдно)) Спасибо большое, Амина.
Сколько по времени длился урок?
машааАллах! это для какого возраста занятие? тоже хочу продолжение!