Урок на взаимопомощь

Ассаляму алейкум!

Составляя план урока для дошкольников, я исхожу из особенностей психического и умственного развития детей их возраста.

Все они любят слушать истории и сказки, поэтому основой урока я беру какую-либо пророческую историю. Чтобы пророческая история не осталась просто историей, и уж тем более, чтобы она не забывалась, я стараюсь помочь детям прожить и прочувствовать ее, а также извлечь важные уроки и понять как они применяются в повседневной жизни.

На данном уроке я рассказывала детям историю про Кабиля и Хабиля. Но не просто рассказывала как учитель ученику. Мы беседовали, обсуждали, я старалась эмоционально затронуть их. Мы подробно обсуждали каждую ситуацию из истории, я прашивала у них: чувствуют ли они, что иногда Иблис и к ним подходит, так же как к одному из братьев; что такое зависть; чувствовали ли они ее.

 

Вместе с детьми мы выработали план действий, если мы чувствуем нашептывание Иблиса, если мы чувствуем зависть. Я не давала детям готовых ответов, мы разговаривали, стараясь найти оптимальное решение, я немножко помогала им наводящими вопросами и  корректировала их ответы. Знания, добытые своим трудом, намного труднее «потерять». Такой метод подачи материала называется «эвристическая беседа».

 

Далее мы читали намаз, хором несколько раз прочитали Фатиху. Когда дети уставали или отвлекались, я им говорила, что еще чуть-чуть, и я им расскажу африканскую сказку. Ребята ждали ее с большим предвкушением.

 

Прежде чем начать сказку «Кто лучше» (африканская сказка) я заинтриговала детей, предложив им самим угадать двух главных героев. Во время чтения этой сказки я так же постоянно вовлекала их в разговор, спрашивала: «А вы как думаете? Кто лучше: ловкая обезьяна или сильный слон? Вы бы кем предпочли быть?». Сказку мы проиграли, показали в действии.

 

После сказки я им сказала, что Аллах в Коране запретил нам завидовать: «Не порывайте друг с другом, не поворачивайтесь спиной друг к другу, откажитесь от взаимной ненависти, не завидуйте друг другу и будьте братьями, как повелел вам Аллах».

 

Теперь они уже знали, что такое зависть, к каким последствиям она приводит, и как с ней бороться.

 

Но поскольку даже самые хорошие нравственные качества не имеют веса без основы в виде твердого вероубеждения, мы с ребятами обсудили три основы (вида) единобожия в понятной детям как можно более упрощенной форме (не все школы трактуют единобожие подобным образом, но для объяснения детям, мне кажется, очень удобное разделение):
— Аллах управляет всем
— Только Аллах достоин поклонения
— Аллах Един в своих именах и качествах.
Я объясняла ребятам и эту тему также с помощью беседы, задавая подобные вопросы:
— Ребята, а кто нам дает все, что мы имеем? У кого надо просить, если мы чего-нибудь захотим? А если мама захочет нам купить телефон, но Аллах пока не хочет, чтобы мы обладали телефоном, мама сможет купить? Даже если у нее есть деньги? (То есть упрощенно и максимально приближенно к жизни).

 

Потом в продолжении темы зависти мы поработали над темами взаимовыручки и сплоченности. Сначала я им рассказала сказку «Отец и сыновья» (Л.Н.Толстой). Ее мы так же подробно обсуждали, я им задавала много вопросов: «Слышали ли вы про Толстого? Какие еще его сказки знаете? У кого есть родные братья? Дружны ли они?» Мы обсудили какие уроки мы можем получить из сказки, перевернули эту сказку на современный лад, я сказала, что если я захочу «уронить» одного из ребят, я смогу это сделать, но если ему помогут остальные, то у меня ничего не получится.

 

Чтобы проиграть тему взаимопощи и сплоченности мы поиграли в игру «Джунгли» (не знаю, как она называется, название «джунгли» сама придумала, оно детям очень нравится).
Все прогуливаются по комнате (по джунглям) и тут ведущий (то есть я, потом можно предложить детям по очереди быть ведущим) объявляет об опасности: «Внимание! На нас напали горные львы!». Дети должны собраться в кучу и сказать: «Вместе мы дадим отпор горным львам!». Здесь я также не объясняла заранее условия игры и после первого объявления опасности не дала инструкцию к действию. У детей была возможность самим найти решение задачи, придумать, как можно противостоять хищникам, можно помочь им, задавая наводящие вопросы. Потом они ставили девочек в середину кучи, мальчики вставали по краям и защищали их. В общем, игра вызвала восторг у детей.

 

Ребята после игры очень возбудились, чтобы расслабиться мы пошли рисовать. Тема рисования тоже была связана с взаимовыручкой. Я показала детям примеры рисунков с помощью ладошек, обведенных карандашами. И так как детям тяжело обводить самим свою руку, я предложила, чтобы соседи по партам помогли друг другу. Дети учились обращаться друг к другу по имени, просить помощи, а потом и самому предложить свою помощь. Это способствовало установлению более тесных контактов между ребятами. Раскрашивали они свои ладошки, следуя своей фантазии и превращая их в деревья, цветочки, бабочки и даже метеорит.

 

На этом наше занятие закончилось) Извините, что текст получился большим) коротко писать мне еще учиться и учиться)))

 

______________________

Равиля Галеева,

Октябрь, 2014 г.

7 thoughts on “Урок на взаимопомощь”

  1. Маша Аллах!!! Какой интересный урок! А что за африканская сказка? Расскажите вкратце.
    Когда в рисовали, дети не спрашивали, что можно нарисовать?

  2. АФРИКАНСКАЯ СКАЗКА «КТО ЛУЧШЕ?»
    Много лет тому назад слон и обезьяна поспорили, кто из них лучше. Слон похвалялся своей силой:
    — Смотри. Какой я большой и сильный! Я могу вырвать из земли дерево вместе с корнями. А ты не можешь этого сделать.
    Обезьяна похвалялась своей ловкостью:
    — Я быстрая и ловкая! Я не только могу быстро взбираться на дерево, но и прыгать с одного на другое. А разве ты это можешь?
    Они долго спорили, но так и не смогли ничего доказать друг другу. Тогда отправились они за ответом к мудрой птице.
    — Скажи нам, мудрая птица, что лучше: быть сильным или ловким? – спросили звери.
    Мудрая птица подумала и ответила:
    -Сделайте так, как я скажу, и тогда я смогу разрешить ваш спор. Видите фруктовое дерево на том берегу реки? Доберитесь до дерева и принесите его плоды.
    Звери отправились к реке. Они еще не дошли до берега, как вдруг обезьяна остановилась. Она не хотела идти дальше, потому что боялась воды. Тогда слон гордо предложил ей свою помощь:
    — Садись на мою спину! Я сильный и не боюсь воды. Я смогу переплыть реку.
    Переправившись через реку, звери вышли на берег и подошли к фруктовому дереву. Оно оказалось таким высоким, что даже слон не смог дотянуться до его плодов. Попытался было он пригнуть дерево к земле, но дерево оказалось таким крепким, что даже он, такой силач, не смог с ним справиться.
    — Подожди ка минуту, — не растерялась обезьяна.
    С этими словами она быстро и ловко взобралась на дерево и стала сбрасывать спелые плоды на землю. А слон? Ему осталось только одно – собирать плоды.
    Обратный путь друзья проделали таким же образом, как и раньше. А вернувшись, отправились к мудрой птице:
    — Мы сделали так, как ты велела. Что теперь ты нам скажешь? Кто же из нас лучше?
    — На ваш вопрос ответить нельзя, — ответила мудрая птица. – И вот почему. Ты, слон, один не смог бы достать плодов с дерева. А ты, обезьяна, одна не смогла бы добраться до дерева. Только вместе вы смогли выполнить поручение. Да, в дружной работе все равны.

  3. Мы дома с детьми раскрасили ладошки и я показала им эти рисунки. Они в фото подписаны: что может получиться. Дети рисовали, опираясь на эти примеры. Но импровизация только поощрялась.

  4. Ассаляму алейкум, ва рахматуЛлахи ва баракатуху, Равиля. Замечательное, насыщенное , интересное занятие! Игра в джунгли понравилась ! Какого возраста группа и как долго длилось занятие? Меня поразило количество историй рассмотренных за одно занятие, машаАллах. Мы только по одной истории успеваем разобрать))

  5. Ваалейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракатуху!
    Группа была в возрасте от 4 до 7 лет, занятие длилось 3 часа. Все проводилось в форме игры, поэтому дети и не устали как-то. Эти игры были в качестве перемены, а рассказы, предшествовавшие к ним, тоже легко рассказались.

  6. Аааа. Теперь понятно)) У нас занятия тоже по три часа, но разбиты на арабский язык, алфавит и рел.ч.

  7. Ассаляму алейкум!

    Видела часть занятия.
    Всё проходило живо, интересно, учитель всегда держал детей во внимание, используя наводящие вопросы, поддерживая интригу, не сажая детей за парту.

    По поводу разделения урока на части…
    У нас и по расписанию так стоит: 4 урока. Арабский, Коран, Фикх/Ахляк, История Пророков.

    Но у дошкольников, как мне кажется, важнее придерживаться именно линии урока, общего сюжета. Один день может быть весь посвящен пророкам, другой — арабскому языку и т.д.

    А еще дети ходят перекусить в столовую — это занимает минут 20 от времени занятий (3 часа).

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.